Размер шрифта:

Историческая справка

Российское государство всегда стремилось к централизации, к рациональному управлению своим имуществом. Эта наука складывалась столетиями.

К середине XV века права собственности, розданные князьям и боярам, стали ограничиваться. Появился государственный аппарат - «казённый двор», внимание Великого Князя переключилось на «Казну», на достояние страны. Иммунитетные права удельных вотчинников ушли на второй план,

Институт управления имуществом в виде казённой канцелярии - «избы», которая ведала землёй и «людьми», ввел Иван III.

Иван IV создал первые министерства - Приказы. Один из них, называвшийся «Поместным», заведовал государственными землями, которые по разнарядке давались дворянам за службу. Во временное пользование, но с правом передавать поместья вместе с обязанностями по наследству. Первое упоминание о нем встречается в 1577 году. На право владения и пользования землёй выдавались акты: жалованные, вводные и отказные грамоты. Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей. На тот момент это было самое мощное ведомство. В 1678 году одних подьячих, ответственных работников, числилось 442 человека.

При Петре I земли дворян были выведены из государственной собственности. На смену «Приказам» пришли «Коллегии». Они отличались от приказов коллегиальным обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более чёткой компетенцией. Предполагалось, что решения Коллегий будут более объективны. Большие надежды возлагались Петром на коллегию как на средство борьбы с произволом и продажностью чиновников.

Поместный приказ сначала был включён в Юстиц, а затем выделен в самостоятельную Вотчинную коллегию, которая преследовала интересы страны в земельном вопросе и ведала оставшимися у государства землями и крестьянами.

В начале XVIII Петром были созданы Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия для централизации управления в оборонных отраслях.

Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и заботилась о частных предприятиях, главным образом в отраслях легкой промышленности.

Берг-коллегия заведовала горной и металлургической промышленностью и обеспечивала предприятия и рудники рабочей силой. Коллегия приписывала к ним государственных крестьян.

При Екатерине II большинство коллегий, в том числе и ведомства, «исполнявшие функции» сегодняшнего Федерального агентства по управлению федеральным, были упразднены. Дела коллегий, контор и канцелярий передавались в губернские учреждения - казенным палатам. Во главе их стояли чиновники в ранге вице-губернаторов. Казенные палаты кроме других обязанностей ведали государственным имуществом - землями (и населявшими их государственными, дворцовыми и экономическими крестьянами), лесами, водами, казенными предприятиями и зданиями. А для общего руководства были созданы экспедиции в составе Сената. Чуть раньше для проведения генерального межевания всех земель России были созданы Межевые конторы.

В это же время было проведено полное межевание практически всех земель центральной части государства. И вплоть до 1917 года в случае возникновения тяжб, спорящие обращались к екатерининским планам генерального межевания.

Централизованное руководство отраслью было восстановлено в 1802 году. Императорским манифестом в России создавались министерства. Чуть позже в составе Министерства финансов был учрежден Департамент государственных имуществ.

В 1836 году, для улучшения управления казенными землями, создано Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Отделение сохранилось до 1866 года как орган, стоящий над Министерством государственных имуществ по вопросам законодательства надзора и управления.

Вскоре, 26 декабря 1837 года, после долгого перерыва, было создано Министерство государственных имуществ. Аппарат состоял из Министра, совета, канцелярии и четырех департаментов. Департаменты управляли государственными крестьянами и имуществами губерний и окраин, совершенствовали сельское хозяйство. В Министерство был включен лесной департамент, в ведении которого находились военизированный корпус лесничих и Лесной институт. А с 1848 по 1856 год в состав Министерства входило Главное управление государственного конезаводства - ведомства, стратегически важного для пополнения и замены конского состава кавалерии.

Для чиновников Министерства была установлена форма - темно-зеленый мундир с золотыми гербовыми пуговицами и золотым шитьем. Главным элементом шитья были дубовые ветви. Дуб символизировал обдуманность принимаемых решений, твердость и неподкупность. Чины корпуса лесничих имели военизированную форму. Они носили погоны и эполеты, тогда как знаки различия у «статских» чинов Министерства располагались в петлицах.

 Форменная одежда межевых чинов Министерства государственных имуществ, 1884 год.

Форменная одежда межевых чинов Министерства государственных имуществ, 1884 год.

 Узор шитья воротника мундира межевых чинов Министерства государственных имуществ, 1885 год.

Узор шитья воротника мундира межевых чинов Министерства государственных имуществ, 1885 год.

Форменная одежда чиновников лесного ведомства, 1885

Форменная одежда чиновников лесного ведомства, 1885

  Эмблема и клапаны на воротники сюртука и пальто чинов горного ведомства в составе Министерства государственных имуществ, 1885

Эмблема и клапаны на воротники сюртука и пальто 
       чинов горного ведомства в составе Министерства государственных имуществ, 1885

После освобождения крепостных крестьян в 1861 году главной задачей Министерства стало управление незаселенными землями, лесами, недрами. В 1873 году из Министерства финансов было передано Горное ведомство.

В 1894 из-за кризиса в земледелии ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ, основные задачи которого заключались в развитии сельского хозяйства. В новом Министерстве был создан Сельскохозяйственный совет. Так же Министерство развивало науки, организовало учебные заведения, проводило съезды и выставки, изучалась статистика.

 В январе 1902 года было созвано межведомственное «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Материалы этого совещания были использованы впоследствии при разработке столыпинской аграрной реформы.

После совещания в 1905 году Министерство было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия. Комитет по землеустроительным делам при этом Главном управлении осуществлял подготовку и проведение всех аграрных реформ П.А. Столыпина. Из Министерства внутренних дел в состав Главного управления было передано переселенческое управление.

В 1914 г. в Главном управлении на правах департамента организован особый отдел сельского строительства.

Вопросы управления казенной промышленностью и наблюдения над частной промышленностью и торговлей с 1905 года были сосредоточены во вновь учрежденном Министерстве торговли и промышленности. В него вошли Горное ведомство, управление торгового мореплавания и портов, отделы промышленности и торговли, заведование фабричной инспекцией и тарифные учреждения. В составе Министерства работал Страховой совет, координировавший деятельность местных страховых учреждений (больничных касс).

В 1915 году, в связи с военными действиями, были изменены функции ведомств по управлению имуществом, их деятельность свелась к снабжению армии и флота. Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в Министерство земледелия.

Временное правительство наследовало старое устройство управления имуществом.

В советское время частная собственность была практически ликвидирована: существовали государственная, кооперативно-колхозная и личная формы собственности. Так что не было нужды создавать специальный орган по управлению обособленным имуществом, все имущество и так было государственным, управлялось централизованно и приватизации не подлежало.

Прошло 70 лет, и Россия вернулась к своим истокам. Переход к рыночной экономике потребовал возрождения забытых государственных институтов. Функции управления и распоряжение государственной собственностью были возложены на Мингосимущество Российской Федерации, возникшее из Министерства имущественных отношений.

Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) был создан в начале 1990-х годов, в период проведения экономической реформы в России, направленной на переход от плановой системы хозяйствования к рыночной экономике, путем к которой стало разгосударствление социалистической экономики и формирование не существовавшего в СССР класса частных при помощи поэтапной приватизации государственного имущества.

Государственный комитет РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР) был образован в июле 1990 года. Комитет осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших РСФСР. С 21 января 1991 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начинает организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих всостав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев, а также муниципальной собственности. Новое положение о Госкомимуществе России было утверждено в феврале 1996 года, а преобразование ГКИ в министерство состоялось в 1997 году. В последствии, Государственный комитет Российской федерации был преобразован в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России).

26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утверждавший первую программу приватизации.

Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки.

К середине 1994 года в ходе чековой приватизации большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий были созданы акционерные общества.

Чековая приватизация ликвидировала монополию госсобственности в народном хозяйстве и позволила внедрить основы рыночной экономики многоукладного типа.

В этот период также была создана достаточно мощная, хотя и переходная, система институциональных инвесторов в виде чековых инвестиционных фондов.

Этот этап положил начало привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций и вхождению отечественной экономики в сложившуюся систему мировых хозяйственных связей.

Задачей следующего этапа приватизации – денежного – стала передача прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки собственников. Денежная приватизация позволила вывести значительную часть государственного имущества из-под директивного управления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Кроме того, в ходе денежной приватизации сформировались основы рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.

Начиная с 1998 года, в России наблюдается замедление темпов приватизации, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации.

В 1998 году произошла смена приоритетов. В результате была разработана новая модель приватизации в России, целью которой стало кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом, путем создания широкого слоя эффективных собственников, активного привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, восстановления функционирования фондового рынка, оптимизации структуры государственной собственности.Подход к приватизации предприятий теперь уже стал дифференцированным и зависящим от их ликвидности. И, как следствие, приватизация является, в первую очередь, инструментом реализации структурной политики и развития экономики страны.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Мингосимущество Российской Федерации было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. г. Москва, Никольский пер. д. 9.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. г. Москва, Никольский пер. д. 9.

 Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Смольный

Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Смольный

Спустя четыре года Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). На новое агентство были возложены функции ликвидированного Российского фонда федерального имущества (РФФИ) по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За время существования системы управления госимуществом в 90-е, 2000-е годы в стране возник класс частных собственников. Появилась разумная система управления имуществом государства, соблюдения его интересов.

На сегодняшний день для Федерального агентства по управлению государственным имуществом приоритетной является задача дальнейшей модернизации и совершенствования механизмов управления федеральным имуществом в соответствие с современными требованиями экономического развития страны.

16 февраля 2013 г. распоряжением №191-р Правительства Российской Федерации была утверждена новая Программа управления государственным имуществом на период 2013-2018 годов взамен устаревшей Программы 1999 года.

Новая Программа ставит перед Росимуществом и другими органами исполнительной власти конкретные цели, достижение которых должно обеспечить полную управляемость процессом учета и сохранности государственного имущества, сокращения доли государства или полного выхода из участия в предприятиях нестратегического назначения, повышения эффективности распоряжения государственными активами на основе внедрения современных технологий корпоративного управления.

В 2013-2014 годах достижение целей управления государственным имуществом в соответствии с Госпрограммой осуществлялось в рамках нескольких ключевых направлений. Это, прежде всего: реализация государственных пакетов акций крупнейших предприятий страны; внедрение системы автоматизированного учета федерального имущества с целью установления полного контроля за процессом управления объектами движимого и недвижимого имущества; совершенствование механизма предпродажной подготовки, приватизируемого имущества, и постприватизационного сопровождения реализованных активов;  формирование и развитие целостной системы мотивации и ответственности всех участников процесса управления федеральным имуществом через повышение квалификационных требований и внедрения ключевых показателей эффективности подразделений и каждого сотрудника.

В июне 2013 года был создан Экспертно-консультационный совет при Росимуществе, в целях повышения эффективности и информационной прозрачности процессов управления и приватизации федерального имущества и создания механизмов учета экспертного и общественного мнения.

Основными функциями ЭКС являются проведение экспертизы нормативно-правовой базы, относящейся к сфере деятельности Росимущества и других федеральных органов исполнительной власти в части управления государственным имуществом; подготовка экспертных оценок принимаемых решений по ключевым направлениям Государственной программы управления федеральным имуществом; выявление проблем, возникающих в ходе реализации Государственной программы, и подготовка предложений по их решению.

Кроме того, Экспертно-консультационный совет осуществляет поиск, отбор, и вовлечение в процесс подготовки и принятия решений экспертов, обладающих необходимым уровнем знаний и опыта по направлениям деятельности Росимущества с целью формирования высококвалифицированного экспертного сообщества в области управления государственным имуществом.

Также в 2013 году Росимуществом была завершена работа по формированию вертикально интегрированных структур ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ОАО «Россети». ВИС были созданы для развития научно-технического и производственного потенциала, создания новой конкурентоспособной продукции, развития и координации работы по управлению электросетевым комплексом Российской Федерации соответственно.

В декабре 2013 года по инициативе Росимущества были внесены изменения в Положение об учете федерального имущества. Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение об учете федерального имущества» № 1166 17 декабря 2013 года.

Принятые изменения касаются, прежде всего, вопроса учета в реестре особо ценного движимого имущества, в том числе бюджетных учреждений, и предоставления такой государственной услуги Росимущества, как выдача выписки из реестра федерального имущества. 

Согласно отчету о деятельности Росимущества по итогам приватизации крупнейших организаций в 2013 году было совершено 6 сделок на общую сумму 286 млрд. рублей (ОАО «Ванинский морской торговый порт», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», Акционерная компания «АЛРОСА»). Стоить отметить, что было подготовлено крупнейшее размещение российских бумаг АК «АЛРОСА» с листингом на Московской бирже.

Поступления в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества (без учета сделок с акциями крупнейших компаний) в 2014 году составили - 8,05 млрд. руб. что составило 270% от плана, установленного распоряжением Правительства РФ и на 44 % превысило доходы от приватизации 2013 года.  

Кроме того, в 2014 году были реализованы 2 сделки с акциями крупнейших акционерных обществ на общую сумму около 20,9 млрд. рублей (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Архангельский траловый флот»).

В 2014 году были предприняты меры по возрождению Кисловодского курортного парка. Росимущество сыграло ключевую роль в наведении порядка, организовав в Кисловодске несколько проверок с привлечением сотрудников Росреестра и представителей администрации г. Кисловодска. В задачу проверочных комиссий входило выявление незаконного использования земельных участков, оформления прав собственности РФ на отдельные участки, как на территории парка, так на территории санатория, решение вопросов с незаконной торговой деятельностью на территории парка. По результатам инициативной проверки, проведенной Росимуществом в марте-апреле 2014 г., утвержден План мероприятий («дорожная карта») по устранению нарушений использования правообладателями (пользователями) имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе, земельных участков, в границах Кисловодского лечебного курортного парка. Осуществляется ежемесячный мониторинг его исполнения.

 

 


Скачать в формате:

Опубликовано: 18.07.2012 18:22:53 / Последнее изменение: 18.01.2017 21:48:09