Экспертно-консультационный совет при Росимуществе. Итоги года

13.10.2014 / Доклады, отчеты, обзоры / Новости

«В начале славных дел»

В феврале 2013 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Управление государственным имуществом» (Госпрограмма). Правительство поставило цель - повысить эффективность использования активов, имеющихся в распоряжении государства, т.е. фактически провести реформу управления госимуществом в Российской Федерации. Выполнение этой амбициозной задачи было поручено Росимуществу.

Почти сразу, после выхода соответствующего распоряжения Правительства РФ, в Росимуществе было решено создать независимую экспертную группу или совет, в который бы вошли представители бизнеса, общественных, профессиональных союзов и объединений. Для чего это было нужно? По мнению руководства Росимущества успех реализации Госпрограммы во многом зависит от правильности выбранных способов и методов управления госимуществом в текущих экономических условиях. Или другими словами, жизнь намного богаче и разнообразней, чем это может представить самый продвинутый сотрудник Росимущества. Без привлечения независимых экспертов из разных областей экономики реформировать имущественный комплекс РФ крайне сложно.

В результате, в июне 2013 г. вышел приказ заместителя Министра экономического развития РФ Ольги Дергуновой о создании Экспертно-консультационного совета при Росимуществе (ЭКС). К реализации проекта было привлечено Агентство стратегических инициатив, которое совместно с Росимуществом разработало многостадийную программу отбора кандидатов в члены ЭКС.

К сентябрю 2013 года было отобрано 90 кандидатов, которые сформировали 9 комитетов по числу направлений, представленных в Госпрограмме. 90 человек выразили желание работать в ЭКС в неурочное время на безвозмездной основе, поскольку никакого материального вознаграждения здесь не предусмотрено.

Кто эти люди? В основном представители профессиональных объединений и сообществ, ведущие специалисты консалтинговых компаний и коммерческих организаций. Их специализация - корпоративное право, корпоративное управление, юриспруденция в экономической сфере.

Сформированные комитеты распределились следующим образом:

- Приватизация крупных компаний с госучастием (руководитель комитета: Илья Вадимович Ломакин-Румянцев);

- Приватизация и привлечение инвестиций в АО с госучастием и объекты недвижимости (руководитель комитета: Виталий Григорьевич Подольский);

- Повышение эффективности управления компаний с государственным участием (руководитель комитета: Анна Борисовна Нестерова);

- Управление рисками (руководитель комитета: Денис Вячеславович Малыхин);

- Управление имуществом, составляющим казну РФ, в т.ч. земельными участками, находящимися в государственной собственности (руководитель комитета: Виктор Иванович Сенчищев);

- Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении госимуществом (руководитель комитета: Иван Владимирович Бобров);

- Повышение кадрового потенциала Росимущества (руководитель комитета: Светлана Борисовна Епихина);

- Противодействие коррупции (руководитель комитета: Алексей Владимирович Сиднев);

- Банкротства и предупреждения несостоятельности организаций госсектора (руководитель комитета: Владимир Сергеевич Смирнов).

Практическим результатом работы ЭКС должны были стать рекомендации и экспертные заключения.

В сентябре 2013 года работа закипела. К октябрю уже появились первые результаты.

Комитет «Приватизация крупных компаний с государственным участием» под руководствомИльи Ломакина-Румянцева подготовил заключение на законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием мер противодействия незаконным действиям при приватизации государственного или муниципального имущества». Затем этот же комитет провел блестящий анализ текущего опыта приватизации крупных госкомпаний в России и за рубежом. Аналитический отчет лег на стол руководству Росимущества.

К слову сказать, все члены комитета опытные госуправленцы, профучастники рынка ценных бумаг, ученые, отечественные банкиры и международные, юристы, инвесторы, менеджеры госхолдингов, например, Илья Ломакин-Румянцев - в прошлом руководитель Федеральной службы страхового надзора, и начальник Экспертного управления Президента РФ. Его коллеги по комитету: Алексей Саватюгин - в недавнем прошлом заместитель Министра финансов, Константин Корищенко возглавлял Московскую межбанковскую валютную биржу. Опыта и знаний им не занимать.

Всего к концу 2013 года Экспертно-консультационный совет при Росимуществе провел более 20 заседаний, на которых были рассмотрены более 25 нормативных документов, требующих экспертной оценки.

На встрече с руководителями комитетов ЭКС в декабре 2013 г. руководитель Росимущества Ольга Дергунова, не скрывая удовлетворения сказала: - «Несомненно, Экспертно-консультационный совет состоялся. Работа пошла, первые результаты мы с вами уже видим».

 Год за два

Спустя год Экспертно-консультационный совет стал неотъемлемой частью жизни Росимущества. По сути, он стал коллективным советником руководства ведомства. Большинство ключевых вопросов выносятся на обсуждение экспертов. Их советы и рекомендации учитываются при подготовке управленческих решений.

Статистика годовой работы ЭКС впечатляет. С сентября 2013г. по сентябрь 2014 г. проведено 48 заседаний комитетов, рассмотрено и принято 23 документа, среди которых есть судьбоносные. Так комитет «Повышение эффективности управления компаний с государственным участием, в т. ч. повышение качества корпоративного управления» разработал пакет предложений по совершенствованию практики корпоративного управления в госкомпаниях. Были разработаны и утверждены «Методические рекомендации по организации работы Совета директоров в акционерном обществе», «Методические рекомендации по организации работы корпоративного секретаря в акционерном обществе с государственным участием», «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности». Последний документ недавно был одобрен Правительством РФ.

«Очень благодарна всем членам комитета, особенно тем, кто взял на себя груз ответственности в короткие сроки разработать проекты документов, провести анализ российского и международного опыта в целях формирования экспертной позиции комитета: Ольге Плевако, Александру Бранису, Александру Филатову и Константину Вербицкому - они большие молодцы!», - говорит руководитель комитета Анна Нестерова.

По словам Анны, Комитет останавливаться на достигнутом не собирается. Предварительно проанализировав иностранный опыт, а также проведя опрос независимых директоров эксперты сформировали позицию по целесообразности реформирования системы директив.

«Это был пример бурного обсуждения», - вспоминает Анна Нестерова, - «Вначале мнения членов комитета разделились, но потом пришли к компромиссу, что реформирование института директив должно быть поэтапным, начиная с мероприятий по предварительному обсуждению проекта директив со всеми членами совета директоров на соответствующих комитетах. Эти мероприятия могут проведены акционером уже сейчас без внесения изменений в нормативные документы».

До конца 2014 г. Комитет планирует утвердить Проект типового положения о дивидендной политике акционерного общества с государственным участием и завершить разработку Проекта типового положения о вознаграждении членов советов директоров компаний с государственным участием.

Вообще, тема улучшения корпоративного управления в госкомпаниях звучит на заседаниях практических всех комитетов. Например, казалось бы далекий от непосредственной работы с корпоративным блоком, комитет «Банкротство и предупреждение несостоятельности организаций госсектора» в апреле текущего года подготовил «Рекомендации в части реализации мероприятий по предупреждению банкротства организаций госсектора». В документе один из ключевых моментов в профилактике банкротств госпредприятий является работа с советами директоров. «Мы в своих рекомендациях намеренно заострили внимание на этом»,- говорит руководитель комитета Владимир Смирнов, - «Проанализировав практику назначений в руководящие органы предприятий, мы пришли к выводу, что один из факторов, способствующих возникновению предбанкротного состояния - это низкий уровень компетенции членов СД. Очень часто туда приходят люди случайные, у которых нет соответствующего опыта или желания участвовать в реальной жизни предприятия. Потом они пишут какие-то мнения, высказывают суждения, зачастую вредные для деятельности компании, в результате принимаются решения, которые доводят предприятие до ручки. Мы считаем, что члены совета директоров должны нести ответственность за свою деятельность или бездеятельность. Одним из способов оценки работы должен быть рейтинг каждого члена СД, в котором бы учитывались личное присутствие на заседаниях, количество предложений по улучшению работы компании, качество конкретных рекомендаций и т.д.». Владимир Смирнов глубоко убежден, что все, кто приходит в органы управления госкомпаний должны отчетливо представлять степень своего репутационного риска в случае неудовлетворительных результатов. Так же, как и оценивать имиджевые бонусы при позитивной работе. «Вот, например, проводит Ассоциация независимых директоров ежегодный конкурс на лучшего профессионального поверенного или независимого директора. Это хороший стимул для специалистов. Всему профессиональному сообществу видны уровень и компетентность номинантов и лауреатов конкурса. Такую практику необходимо расширять».

Еще в одном комитете ЭКС серьезно обеспокоены уровнем профессиональной подготовки в органах управления госкомпаний.

В апреле 2014 года комитет «Управление рисками и внутренний контроль» разработал и представил на обсуждение общественности «Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита». Разработка и внедрение этого крайне важного для компаний документа была в числе первоочередных задач, поставленных Росимуществом перед ЭКС. В мае-июне рекомендации прошли «обкатку» проф. сообщества, в июле документ был утвержден приказом руководителя Росимущества.

Необходимость в разработке «Методических рекомендации по организации работы внутреннего аудита» пояснил руководитель комитета Денис Малыхин. «Проблема в том, что в законодательстве практически не отрегулированы вопросы, связанные с внутренним аудитом. Со стороны учебных центров и ВУЗов не предлагается какой-то систематической линейки учебных программ, профессиональных и образовательных стандартов, которые можно использовать для массового создания или модернизации служб внутреннего аудита в госкомпаниях. В «штучном» виде программы обучения по внутреннему аудиту имеются на рынке, но они либо дорогие, либо невысокого качества. Мы попытались на основе Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита создать пошаговую инструкцию для организации работы служб внутреннего аудита в госкомпаниях. Этот документ позволяет заинтересованным менеджерам в госкомпаниях самостоятельно изучить необходимый минимум и недорогими средствами достичь результата, необходимого для повышения качества управления».

По мнению Дениса Малыхина аналогичная ситуация сложилась в области управления рисками. Есть разрозненное законодательство, много учебных центров, которые что-то предлагают, но единого документа, обобщающего зарубежный и отечественный опыт, который можно было бы применять на практике, сегодня нет. Инициировать создание такого документа или как минимум разработать принципы создания систем управления рисками и внутреннего контроля в госкомпаниях входит в планы Росимущества и ЭКС. Денис Малыхин считает, что собрать и проанализировать всю информацию, по всем компаниям, по всем отраслям, затем системно описать принципы управления рисками - это задача не простая и не быстрая в реализации, это серьезный профессиональны вызов.

«В качестве примера можно рассматривать деятельность комиссии Тредвея, которая была образована лет 30 назад в США. Эта комиссия была создана с помощью профессиональных сообществ, некоммерческих организаций, которые делегировали своих представителей для разработки методических документов, которые описывали лучшую практику управления рисками и внутреннего контроля в различных американских компаниях. Постепенно эти документы стали распространяться по миру, и некоторые регуляторы, в том числе в банковском секторе, по операциям с ценными бумагами, еще некоторые структуры стали перелопачивать этот массив документов и уже полностью его внедрять применительно к своим отраслям. Вот такой у нас есть ориентир, это можно назвать, например, «комиссия Дергуновой».

Другой аспект деятельности ЭКС связан с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы. Работа по реализации государственной программы «Управление государственным имуществом», начатую Росимуществом, выявила огромное количество проблем, которые невозможно решить, не изменив законы. Самым наглядным примером такой проблемы стал вопрос ликвидации старых газонефтяных скважин, которые сегодня представляют серьезную экологическую угрозу окружающей среде. Проблеме не один год. В свое время эти скважины не вошли в состав образующихся акционерных обществ и «повисли» на балансе государства, у которого средств на их содержание просто нет.

В марте 2014 года комитет «Управление имуществом, составляющим казну Российской Федерации, в т. ч. земельными участками, находящимися в государственной собственности» подготовил заключение по проблеме ликвидации скважин, в котором сделан обзор решения этой проблемы в других странах, изучена юридическая практика, предложены альтернативные варианты выхода из ситуации.

По мнению руководителя комитета Виктора Сенчищева, документ, подготовленный членом комитета Артёмом Генкиным, можно смело назвать шедевром экспертной работы. «Это пример глубоко профессионального, научного подхода к подготовке экспертных материалов, составленных именно в рамках работы комитета, а не позаимствованных на просторах «всемирной паутины». Документ уже направлен в Управление имущества государственной казны Росимущества».

Комитет Виктора Сенчищева является рекордсменом по количеству законопроектов, находящихся на экспертной проработке. Помимо проблем утилизации газонефтяных скважин, комитет рассмотрел проект закона о государственно-частном партнерстве.

По этому законопроекту состоялась весьма бурная дискуссия, в ходе которой прозвучало немало критики и замечаний. Но тем не менее, комитет подготовил очень содержательное заключение. И в этом несомненная заслуга коллег из Министерства экономического развития (Мария Ярмальчук, заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития России), которые терпеливо и очень обстоятельно работали над проектом закона о ГЧП.

Рассмотрен крайне злободневный вопрос вовлечения федеральных земель в сельскохозяйственный оборот. В обсуждении участвовали руководители Национального союза производителей говядины Черкесов Д.Л., Российского зернового союза Корбут А.В., эксперты пришли к выводу об особой значимости данного вопроса для обеспечения продовольственной безопасности страны, отметили необходимость обсуждения данного вопроса на межведомственном уровне, о необходимости обеспечения таких земельных участков транспортной и энергетической инфраструктурой, о введении инвестиционных условий в условия проведения торгов, вовлечении земель в оборот через механизм ГЧП, об использовании земель в качестве залога, введении инвестиционного контроля при продаже земель с/х назначения, необходимости доработки процедуры изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения.

Высокий интерес экспертов и представителей органов государственной власти вызвали вопросы установления сервитутов для размещения линейных объектов.

По словам советника руководителя Росимущества Ирины Шестак, курирующей работу комитета, «законопроекты об установлении сервитутов - это очень дискуссионная тематика, при обсуждении которой сталкиваются мнения сторонников гражданского кодекса и сторонников практического применения земельного законодательства. Несмотря на внесение изменение в Земельный кодекс, вступающих в силу с марта 2015 года, дискуссия по данным вопросам не утихает, вопросы установления сервитутов в полном объеме не разрешены и требуют серьезного внимания и доработки».

В ближайшее время Комитет рассмотрит о выработке алгоритма взаимодействия между органами местного самоуправления, Росимуществом и Фондом РЖС по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот земель из неразграниченной госсобственности, разработанный экспертами комитета.

 Там, где рождаются идеи

Еще одна любопытная тенденция появилась в недрах Экспертно-консультационного совета в этом году. ЭКС постепенно становится полигоном для обкатки необычных проектов.

С мая по август 2014 г. комитет «Повышение кадрового потенциала Росимущества» организовал серию обучающих семинаров для сотрудников агентства под общим названием «Мягкие» навыки управления». Автор семинаров, заместитель руководителя комитета Юрий Гусев, в увлекательной манере с элементами интерактива рассказал об основных принципах управления межличностными отношениями на основе современных достижений социологии и психологии.

«Ваш покорный слуга предложил эту инициативу Ольга Константиновне. Она поддержала, огромное спасибо, потому что не каждый руководитель идет на такие эксперименты»,- говорит Юрий Гусев, - «Мы выбрали 10 самых актуальных тем, руководствуясь той мыслью, что Росимущество не может быть хуже, чем аналогичные организации и успешные компании в странах с развитой экономикой. Поэтому начали изучать требования к людям, которых берут на работу на Западе, посмотрели некоторые исследования, отобрали результаты, опубликованные в журнале Форбс, и выяснили, что есть определенный набор «мягких» навыков, которые активно применяются в практике управления в государственном и частном секторах экономически эффективных стран - пассивное и активное слушание, критическое мышление, эмоциональный интеллект, адаптивность, решение проблем, психология влияния и иные. Вот мы их взяли и на семинарах досконально разобрали.

Судя по отзывам должностных лиц и сотрудников Росимущества, тема «мягких навыков» управления понравилась как набор прикладных инструментов повышения личной эффективности, и мы сейчас думаем над продолжением и развитием цикла интерактивных семинаров-тренингов».

Если комитет «Управление имуществом, составляющим казну Российской Федерации, в т. ч. земельными участками, находящимися в государственной собственности» является рекордсменом по законодательным вопросам, то комитет «Повышение кадрового потенциала Росимущества» - единоличный лидер по части оригинальных идей в сфере мотивации персонала. Эту область управленческой науки в комитете рассматривают, как ключевую в своей деятельности.

«Мы понимаем, что ведомство не является привлекательным в части заработной платы, но людей нужно мотивировать. Поэтому мы в рамках комитета провели аналитику подходов к мотивации и определили методы мотивации, которые могут быть применены у нас», - продолжает Юрий Гусев, - «Речь идет о более эффективном использовании поощрительных фондов, а также формировании ведомственного жилья для молодых работников, а таких очень много. Отдых, рекреация, более эффективное использование тех активов, которые у нас есть, в том числе в управлении ФОИВов. Причем использовать их не только для работников, но и для членов их семей, что повышает мотивацию, и для сотрудников Росимущества, вышедших на пенсию. Их тоже желательно поддерживать».

Впрочем, в комитете думают не только о социальной защищенности сотрудников Росимущества, моральный облик госслужащего и деловая репутация ведомства также находятся в поле зрения экспертов.

«На повестке дня нашего комитета не только вопросы развития функциональных и «мягких навыков» сотрудников Росимущества, их материальной и нематериальной мотивации, но и вопросы идеологической мотивации - мы полагаем этот аспект управления очень важным и поэтому озаботились этикой государственных служащих ведомства, как сводом моральных принципов и общепринятых правил поведения в ситуациях, которые не регламентированы законами, подзаконными актами или внутренними документами», - поясняет Юрий Гусев. - «В этой связи мне потребовалось провести анализ этики различных иностранных и российских ведомств, вплоть до Следственного Комитета России - выбрать ключевые этические принципы и рекомендуемые правила поведения государственных служащих. В результате, на юридическую экспертизу направлено около 50 этических принципов и правил, которые могут помочь должностным лицам и сотрудникам Росимущества принимать решения в ситуациях сложного этического выбора, включая коррупциогенные.

Надеюсь, управление этикой будет востребовано руководством ведомства и будет содействовать повышению эффективности управления государственным имуществом».

 У всех на виду

С первых дней работы Экспертно-консультационный комитет при Росимуществе руководствуется принципом максимальной открытости и доступности. На сайте Росимущества создана отдельная страница ЭКС, на которой регулярно обновляется информация о проведенных заседаниях и принятых решениях. Некоторые члены комитетов размещают там свои авторские статьи и публикации.

Раз в неделю любой руководитель комитета имеет возможность повстречаться с руководителем Росимущества Ольгой Дергуновой, чтобы обсудить текущие вопросы или поделиться идеями и наработками. Кроме того, раз в квартал руководство Росимущества проводит расширенную встречу со всеми членами ЭКС, где также обсуждаются наиболее актуальные экспертные темы.

По мнению экспертов, самое печальное, что могло бы случиться с Советом, это его превращение в закрытый клуб по интересам. Поэтому стратегический курс всех комитетов - это максимальная публичность. За примерами далеко ходить не надо.

30 мая 2014 г. комитет «Приватизация крупных компаний с государственным участием» совместно с Московским Государственным Университетом организовал круглый стол по актуальным вопросам приватизации в России. На обсуждение пришли представители крупных госкомпаний, международных консалтинговых фирм, общественные деятели и представители научных кругов. Наверное, впервые за последние несколько лет состоялся такой живой и весьма откровенный разговор о результатах приватизации и дальнейших ее перспективах. Некоторые вопросы ставились на голосование, которое показало степень накала экспертных страстей. «У нас всегда такая атмосфера», - говорит руководитель комитета Илья Ломакин-Румянцев, - «Наша задача услышать все мнения, выслушать всех экспертов. Мы должны выдать сбалансированный материал для практического использования. Для того, чтобы решение было взвешенным и отражало мнение профессиональных участников рынка, мы приглашаем на заседание комитета коллег из самых разных организаций. У нас на слушаниях бывают представители «Россети», «ВТБ Капитал», «БНП ПАРИБА», «Просперити Кэпитал Менеджмент (РФ) Лтд.».

В качестве примера тесного сотрудничества с профучастниками Илья Ломакин-Румянцев приводит работу над реализацией Стратегии развития электросетевого комплекса в части привлечения новых инвесторов в дочерние компании ОАО «Россети». «Комитет подготовил методические рекомендации по приватизации электросетевых компаний, в которой учитываются степень подготовленности компаний, особенности рынка, в которых они работают, даны характеристики потенциальных инвесторов, заинтересованных в приобретении активов. В процессе обсуждения метод. рекомендаций были высказаны предложения по регулированию участия одних и тех же акционеров в генерирующих и сетевых компаниях», - говорит Илья Ломакин-Румянцев.

В октябре планируется очередной круглый стол в МГУ, на котором эксперты обсудят вопросы мотивации менеджмента компаний с госучастием на повышение акционерной стоимости.

С планами по проведению научно-практических конференций выступает руководитель комитета «Банкротство и предупреждение несостоятельности организаций госсектора» Владимир Смирнов. «Необходимо чтобы все, что мы обсуждаем на комитетах, наши наработки попадали в профессиональную среду, чтобы происходил обмен идеями и мнениями. Это такое движение на встречных курсах. Нам важно понимать, что наши мысли верны и полезны. Плюс очень важен процесс обучения. На конференциях люди получат знания, которые в ВУЗах не дают, что называется, чистая практика.

В качестве примера приведу более, чем успешное выступление моего коллеги Ибрагимова Рустема Сагитовича на XII Всероссийском Конгрессе «Управление государственной и муниципальной собственностью 2014». Он сделал блестящий доклад по «Актуальным вопросам предупреждения несостоятельности организаций госсектора. Банкротству организаций госсектора».

С Владимиром Смирновым солидарен руководитель комитета «Управление рисками и внутренний контроль» Денис Малыхин, который считает, что такому ведомству, как Росимущество пора иметь собственный Учебный центр, в котором проходили бы обучение менеджмент и члены коллегиальных управляющих органов госкомпаний, а члены комитетов ЭКС могли бы делиться своими знаниями и наработками. То количество методических рекомендаций и аналитических работ, которые выходят из недр ЭКС и Росимущества, легко могли бы сформировать учебную базу такого центра.

 Нет пределов совершенству

Как любой быстрорастущий молодой организм, ЭКС неизбежно сталкивается с «болезнями роста».

Не все члены комитетов способны выдержать такую интенсивную работу, которую демонстрирует ЭКС, учитывая добровольное участие в заседаниях после рабочего дня. За истекший год в некоторых комитетах прошла ротация, которая затронула не более 10-15% общего числа членов ЭКС. Но на место выбывших пришли другие специалисты, благо запас у Росимущества внушительный. После конкурсных мероприятий в период формирования ЭКС в горячем резерве осталось около 300 человек, желающих работать с Росимуществом. Так, что кадровый голод ЭКС не грозит.

Также идет постоянная оптимизация взаимодействия ЭКС и Росимущества. Две структуры учатся общаться на одном языке и действовать по одним правилам. Поскольку Совет - общественная организация, а Росимущество - федеральное ведомство, функционирующее на основе законов и регламентов, иногда возникают «трудности перевода», т.е. иногда сугубо научную или сильно теоритическую экспертную рекомендацию необходимо конкретизировать и увязать с повседневной практикой ведомства. В свою очередь Росимущество учится формировать заказы и формулировать пожелания к экспертам по тем или иным вопросам своей деятельности.

«Комитетам и Росимуществу еще предстоит научиться взаимодействовать между собой при рассмотрении смежных тем. У нас еще пока прихрамывает координация между комитетами. Мы видим, что коллегам пока сложно взаимодействовать между собой по организационным причинам. Но я думаю со временем это все устранится», - говорит советник руководителя Росимущества, ответственный секретарь ЭКС Михаил Карасев, - «Главное, чтобы эксперты понимали, что ЭКС - это площадка общественного контроля, общественного взаимодействия, и основной лейтмотив - это интересы государства».

 Интересы государства

Год работы ЭКС наглядно продемонстрировал, какие результаты можно достичь, объединив чистый профессионализм и желание принести пользу государству. Именно профессионализм был выбран главным критерием при создании ЭКС и отборе кандидатов.

Силу экспертной мысли Росимущество оценило еще в 2012 году, когда вышло распоряжение Правительства РФ об отчуждении непрофильных активов всех компаний с госучастием. Тогда встал вопрос, что такое непрофильные активы. Анализ первых итогов программы отчуждения непрофильных активов показал, что решения принимались компаниями не всегда в интересах основного бизнеса и под видом «непрофильных активов» были выведены важные активы предприятий. В течение трех месяцев на базе экспертного обсуждения с аудиторскими компаниями "большой четверки" Росимущество смогло подготовить и утвердить определение непрофильных активов и выпустить соответствующую методику.

Почти аналогичная ситуация сложилась в процессе подготовке к приватизации госпакета акций ОАО «Архангельский траловый флот». Тогда перед Росимуществом и инвестконсультантом, обеспечивающим продажу пакета, встала задача совместить два взаимоисключающих условия - интересы покупателя и социальные гарантии работников системообразующего предприятия. Задача была успешно решена благодаря привлечению экспертов-профессионалов. Было принято решение, что покупатель подпишет с правительством Архангельской области соглашение сроком на пять лет о передаче региону 1 акции общества и включит представителей администрации Архангельской области в совет директоров. Кроме того, новый собственник будет иметь ограничения по сокращению персонала и будет обязан согласовывать с властями продажу любого имущества АТФ. В противном случае на покупателя будет наложен крупный штраф. Несмотря на столь жесткие условия контракт был подписан.

В обоих случаях главным выгодоприобреталем стало государство.

Год назад Росимущество создавало Экспертно-консультационный совет, как подспорье в реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом». Но сегодня уже очевидно, что Совет, своим фундаментальным подходом к решению задач, раздвинул свои функциональные границы, превратившись из советчика и консультанта, в создателя мощной базы методологий и практик.

«Одно из ключевых направлений госпрограммы - это корпоративное управление в госкомпаниях. Росимущество очень серьезно подошло к решению этого вопроса», - говорит руководитель Росимущества Ольга Дергунова. - «За текущий год разработано и внедрено несколько рекомендаций по организации работы советов директоров, ревизионных комиссий, комитетов по аудиту госкомпаний. Менеджмент госкомпаний получил инструменты для успешного развития бизнеса. За это надо сказать огромное спасибо экспертам комитетов Ани Нестеровой и Дениса Малыхина.  Без методологической проработки этих документов вряд ли бы удалось достичь такого результата. Следующий шаг должен быть сделан в направлении внедрения ключевых показателей эффективности деятельности компаний и их коллегиальных органов управления. Над этим работают коллеги в комитете Ильи Ломакина-Румянцева.

Еще одно крайне важное направление, где необходимо участие экспертов - это оборот земель сельскохозяйственного назначения. В сегодняшних непростых внешнеполитических условиях, продовольственная безопасность - один из актуальных вопросов. Здесь очень рассчитываем на комитет «Управление имуществом, составляющим казну Российской Федерации, в т. ч. земельными участками, находящимися в государственной собственности» Виктора Сенчищева. Знаю, что сейчас там готовят соответствующие предложения. Так, что есть к чему стремиться.

Вообще надо сказать огромное спасибо всем членам комитетов ЭКС за их отличную и где-то даже самоотверженную работу. Не буду скрывать, в самом начале, когда ЭКС еще только задумывался, у многих моих коллег были сомнения в жизнеспособности подобного объединения амбициозных и самодостаточных профессионалов, согласных трудиться на безвозмездной основе. Но год прошел. Совет работает и приносит пользу Росимуществу и государству».

Впереди новый год работы ЭКС.



Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Поделиться новостью:



Теги: ЭКС при Росимуществе, Государственная программа


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER